Пилинги. За и против

Соломонов Виталий. Пилинги в подологии. За и против

Пилинг часто называют «королем» косметологии. И такой титул не случаен, ведь функционально – это один из немногих способов регуляции основной физиологической функции кожи – постоянное воспроизведение и последовательная смена своих слоев от базального до рогового, мертвого слоя, который в конечном итоге существенно определяет первую, самую важную линию защиты от внешней среды.

Магия и драма эволюции состоит в том, что природа нашла наилучший способ защиты от внешней среды – защита за счет миллиардов погибших клеток эпидермиса, ибо понятно, что защищать себя, выставляя в авангард живые клетки невозможно и неэффективно. Каждый единичный эпидермоцит, зарождаясь еще в базальном слое генетически запрограммирован на относительно быстрое развитие, цель которого – накопление одного из самых прочных белков живой природы – кератина. По мере накопления этого белка, клетки выталкиваются во все более поверхностные слои.

Вещества кератолитической группы ежедневно применяются в современной процедуре педикюра

К моменту достижения ими рогового слоя, клетка погибает с единственным предназначением – защитить собою ниже расположенные живые клеточные структуры. В процессе созревания и гибели природа рачительно использует всё, что клетка накапливает в процессе своей непродолжительной жизни. Кератин становится основным веществом рогового вещества кожи, волос, ногтей, омозолелостей. Жидкая составляющая клетки к моменту гибели выдавливается накопленным кератином за пределы клеточной мембраны, что определяет дополнительную целостность всего рогового слоя и становится так называемым межклеточным цементом, который «склеивает» кератиноциты друг с другом. Этому же способствуют и десмосомы (шипики) – микроструктуры клетки, которые становятся все более выдающимися при старении клетки и механически, наподобие шестеренок в часах определяют механическую целостность и прочность рогового слоя. Так же, по мере созревания, продукты жизнедеятельности клетки, фактически отходы, становятся частью наиважнейшего Натурального Увлажняющего Фактора Кожи (НУФК).

Кератолитики и кератопластики

Буквально всё в этом мире имеет действие и противодействие. Так и в процессах, происходящих во всех трех слоях кожи – гиподерме, дерме и эпидермисе возможны как ускорение, так и замедление. К сегодняшнему дню косметология, фармацевтическая и косметическая химия накопили немалый опыт регулируемой и прогнозируемой коррекции этих процессов, несмотря на всё еще недостаточную изученность многих деталей механизма кератолитического и кератопластического действия многих веществ.

Кератопластики

вещества, способные активизировать процесс образования кератина, ускорить его.

 

Кератолитики

вещества, способные лизировать (растворять) или разрушать структуру кератина там, где это необходимо, например, при гиперкератозах или с целью активации физиологических процессов в дерме.

Интересно, что категорическое разделение веществ на две категории невозможно, поскольку одно и то же вещество часто выступает одновременно кератолитиком и кератопластиком и механизм воздействия будет определяться исключительно концентрацией ингредиента в препарате. Яркими примерами такого двухстороннего действия выступают сера, ихтиол, салициловая кислота, деготь, производные каротина, витамина А (не путать с кератином – роговым белком кожи, волос, ногтей).

Интерес подологов вызывают действующие вещества прежде всего кератолитической группы, потому что именно они применяются ежедневно в практике при решении почти всех задач современной процедуры педикюра.

Глубокое понимание и осознанное применение кератолитических препаратов – один из краеугольных моментов практики подолога, способный как творить чудеса, облегчая жизнь клиента/пациента, улучшая внешний вид кожи, так и оказаться весьма опасным для здоровья клиента и юридически, для подолога.

Механизм действия кератолитиков

В основе действия почти всех известных в практике кератолитиков выделяются вещества, способные так или иначе влиять на химическую структуру кератина. Основными группами здесь выступают щелочи и кислоты, а главным механизмом – способность и тех, и других создавать высокие или низкие показатели рН, при которых в кератине происходят структурные изменения, ведущие к его денатурации, изменению свойств, а соответственно к разрушению, полному или частичному. Кератин – один из наиболее прочных белков в природе. Для того, чтобы каким-то образом повлиять на его структуру, разрушить, необходимы специальные условия.

рН – это показатель концентрации ионов водорода в водных растворах. Чем больше таких ионов в растворе, тем ниже (кислотнее) показатель рН, и наоборот, чем ниже концентрация ионов водорода, тем выше щелочность и показатель рН. Абсолютный баланс ионов водорода, при котором щелочные и кислотные свойства раствора остаются равновесными, то есть нейтральная среда достижимы при показателе рН -7. Такой показатель имеет к примеру, дистиллированная вода.

Некоторые из кислот продолжают свою активность до 2-3 и даже более суток

Механизм щелочного и кислотного воздействия на любые белки, в том числе и на кератин, различаются. Так, кислоты, которые используются в косметологии и дерматологии (АНА или ВНА кислоты) воздействуют не только на структуры кератина, но в основном на межклеточный цемент и десмосомы (те самые шестеренки), которые скрепляют кератиноциты в прочные пласты. Разрушая эти межклеточные связи, клетки теряют связь друг с другом и легко отшелушиваются с поверхности кожи. При этом кислоты обладают пролонгированным действием. После первичной аппликации, они продолжают свое действие даже после удаления препарата с поверхности кожи. Некоторые из кислот продолжают свою активность до 2-3 и даже более суток. Этот эффект находит свое применение в подологической практике, так как именно с ним связывают отсутствие новообразования кератозов после грамотного педикюра или резкое замедление формирования кератиновых масс на месте применения.

В свою очередь, щелочи действуют на все структуры кератина, разрушая все химические связи белка, а при высоких концентрациях и вовсе способны его растворить. В момент действия щелочного препарата, кератин превращается в щелочной альбуминат – химически денатурированный белок. Такой белок теряет структуру, прочность, утрачивает другие химические свойства.

Применение кислот и щелочей в косметологии и подологии — важная часть многих технологий и предмет повышенного интереса специалистов. В зависимости от концентрации активов, рН препарата, температуры применения, дополнительных активных и неактивных ингредиентов, пилинги на основе кератолитиков вызывают не только видимый моментально эффект легкости удаления кератоза, но и влечет ряд положительных изменений в самой дерме.

Впрочем, если процедура выполняется с недостаточным знанием протокола процедуры и самих препаратов, благо часто оборачивается бедой. Часто специалисты ориентируются исключительно на рН препарата или кератолитического лосьона, или наоборот, только на его концентрацию, что ошибочно по своей сути, поскольку необходимо учитывать эти два показателя одновременно, поскольку они дают огромную информацию, фактически инструкцию к действию и прогнозу, как подействует тот или иной препарат. Так, например, один и тот же раствор молочной кислоты может быть 10% концентрации и при этом иметь рН от 1.5 (недопустим для применения без врачебного диплома с квалификацией дерматолог/косметолог) до вполне приемлемого в обычном педикюре рН 3.5/3.8.

Применение кислот и щелочей в подологии — предмет повышенного интереса специалистов

Всё дело в том, что одна и та же концентрация кислоты может иметь разную концентрацию ионов водорода, за счет чего активность в сторону кислотности или щелочности (нейтральности) будет меняться. Для этого, кислоты частично могут нейтрализовать щелочами для того, чтобы сохранить с одной стороны концентрацию кислоты, с другой обеспечить более «мягкий» для воздействия на кожу рН препарата. Иными словами, кислоту переводят в солевую форму. Большинство таких солей будут так же активны, как и сами кислоты до нейтрализации, но действовать они будут мягче, безопаснее, впрочем, и с меньшим или медленно развивающимся эффектом. Тот же самый баланс используется и при разработке щелочных кератолитиков, которые нашли применение в виде препаратов для удаления кутикул или эконом-варианты для удаления областей с гиперкератозом.

Щелочи, в отличии от кислот, не обладают пролонгированным действием, не обеспечивают разнообразие эффектов со стороны дермы и увлажняющего эффекта, столь ценного в косметологии и подологии. Они наоборот, вызывают некоторое подсушивание эпидермиса в области аппликации, а потому, такие препараты всегда содержат большое количество увлажняющих ингредиентов для компенсации потери воды. Сама природа действия щелочей основана на том, что помимо разрушения всех типов химических связей белка, молекулы щелочи буквально обезвоживают субстрат, на котором они действуют, «оттягивая» воду на себя. Этого эффекта можно избежать, если применить более дорогостоящие органические щелочи – этаноламины. Многие компании сейчас основывают свои щелочные препараты именно на них.

Помимо «главных» кератолитических агентов, кислот и щелочей, применяются и иные кератолитики, механизм которых связан с нарушением какого-то одного звена в структуре белка. Типичный пример – тиогликолевая кислота и её соли. Они нарушают серные связи в кератине, но не нарушают целостность его других структур. Применяется это качество в препаратах для химзавивки волос, когда тиогликолевая кислота на первом этапе разрушает серные мостики, а на втором этапе с помощью перекиси водорода (мягкая щелочь) их вновь восстанавливают, но уже успев придать волосу форму завитка.

Мочевина

неоспоримый и заслуженный лидер в кератолитиках именно в подологической практике.

Помимо кератолитического действия, мочевина яркий пример и легкого кератопластика, если применяется в малых концентрациях до 10%. Тем не менее, мочевину весьма трудно заставить проявить свои кератолитические свойства так, как к этому привыкли подологи, применяя современные с ней препараты. В большинстве случаев, технологи научились эффективно заставлять мочевину работать в составе комплексов, где кислоты играют ключевую роль – мочевина и кислоты потенцируют действие друг друга и составляют отличный физиологически выгодный союз.

В последнее время часто выплывает на сцену популяризация фенольных соединений и их применение подологами в своей практике в виде сильных кератолитиков. Действительно, фенол и большинство его производных – сильнейшие кератолитики, но помимо этого, они и одни из наиболее токсичных веществ. Применять соединения фенола могут исключительно врачи, причем специально обученные, исключительно в условиях операционной с наличием реанимационного оборудования и реанимационными наборами первой помощи, а также в присутствии реанитматолога/анестезиолога. Дело в том, что одним из наиболее часто встречающихся побочных явлений применения фенола является не только сильнейший болевой эффект при нанесении, но и внезапная остановка сердца – пары фенола мгновенно проникают через кожные покровы и попадают в кровоток, где внезапно могут достичь предельных концентраций. Единственным препаратом фенольного ряда, который  может быть использован мастером по педикюру или подологом является водные растворы или гели на основе формалина, который не превышает 5% концентрации достаточной и безопасной для эффективной коррекции гипергидроза.

Многообразие пилингов

Пилинг – процедура, процесс отшелушивания, удаления части клеток того или иного слоя эпидермиса, чаще всего рогового, а во врачебной косметологической или дерматологической практике и живых слоев эпидермиса, включая, если потребуется и сосочковый слой дермы. Если для пилинга применяют механическое соскабливание, опиливание, говорят о механическом пилинге. Примером служит применение скраба, опиливание длины ногтей, полировка ногтей. Да, да, полировка ногтей – это обычный механический пилинг, с присущими ему плюсами и минусами, которые возникают при злоупотреблении методом или неграмотным его исполнением.

Пилинг – процедура, процесс отшелушивания, удаления части клеток того или иного слоя эпидермиса

В случае, если механическому удалению части (или полностью) рогового слоя предшествует применение кератолитиков, то есть химическое разрушение кератина, то говорят о комбинированном пилинге. И наконец, если применяются лишь кератолитические агенты без необходимости последующего удаления разрушенного рогового слоя или его части механически, то говорят о химическом пилинге, который широко известен среди косметологов и дерматологов и способен решать многочисленные проблемы здоровой и не здоровой кожи.

При применении столь мощного инструмента в своей практике, как подолог, так и косметолог обязан осознавать эту силу и знать все последствия, как благоприятные, так и негативные от его использования. С точки зрения анатомии и физиологии кожи, пилинг – это намеренное, целенаправленное повреждение ограниченного участка кожного покрова. Но, повреждение должно, обязано быть регулируемым, а результат – предсказуемым.

Существует аксиома, согласно которой – сила повреждения прямо пропорциональна ответу кожи на него. Чем сильнее воздействие, тем сильнее будет ответ со стороны кожи. В этой связке запускаются механизмы естественной кожной физиологии – запускаются механизмы сначала защиты (возникновение воспаления), а потом и регенерации, и наконец любая регенерация влечет за собой обновление, оживление и активизацию всех процессов в коже.

Существует аксиома, согласно которой сила повреждения прямо пропорциональна ответу кожи на него

Поверхностные пилинги — это то, с чем в основном сталкивается подолог, ибо его специализация не предусматривает нарушение целостности кожных покровов. Работаем ли мы борами, применяем ли кислотные, щелочные, мочевинные или комбинированные кератолитики, все эти методы и препараты призваны оказывать влияние исключительно на роговой слой кожи. Наша епархия – это именно это пространство. Уровень живых клеток эпидермиса – остается профессиональным интересом врачей.  Может быть, и невозможно достичь мгновенного ответа от кожи с использованием поверхностного пилинга любого типа, но зато существует и другая закономерность – при продолжительном, повторяющемся применении пилингов, финальный эффект равнозначен тому, как если бы вы применяли пилинг срединный или глубокий. Это касается любого участка кожного покрова- как лица, так и ног и рук.

Срединные и глубокие пилинги – затрагивают живые слои клеток эпидермиса и дермы и создают настоящий химический ожог в случае применения кератолитиков, или механической травмы, в случае применения механических методов. Во многих случаях, достижение степени контролируемого ожога – это и есть промежуточная цель на пути к желаемому эффекту, который наступит после того, как кожа восстановится. Контроль за глубиной проникновения происходит исключительно с помощью клинического наблюдения и требует не только безупречного знания медицинских дисциплин, химии, физиологии, гистологии и патанатомии, клиники, но и опыта и предельного внимания врача. Иногда секунда, или пропущенный признак, или ошибочно сделанный вывод о глубине проникновения кислотного препарата приносит далеко идущие негативные последствия, а иногда и невозможность полноценно восстановить кожные покровы.

Знания – единственный гарант удачи в косметологии, а также средство от необдуманной категоричной приверженности тому или иному методу или наоборот, его неприятия. Пилинги и применения кератолитиков – очевидный тому пример.

© 2017,Соломонов В.В.

© 2017, V.Solomonov

©Cleanestiq Labs LLC

#ProPodo благодарит Виталия Соломонова за содержательный и полезный материал, подготовленный по запросу редакции. Виталий выразил полную готовность ответить на вопросы читателей по этой непростой теме. Мы со своей стороны также планируем продолжить разговор, ведь некоторые вопросы, которые мы обсуждали с Виталием Соломоновы, развивая тему, не вошли в данный материал, но наверняка будут интересны аудитории нашего портала.